КРЕМЕНЧУГ
Сегодня Кременчуг - большой промышленный город с развитой экономической и социальой инфраструктурой. Кременчуг - это нефть и продукты ее переработки, пассажирские и грузовые вагоны, известные во всем мире КрАЗы , это единое в Украине уникальное производство колес и дорожной техники, реконструированные предприятия пищевой промышленности и разветвленная сеть предприятий торговли, быта и других услуг. Это не просто современный, большой промышленный и индустриальный город Украины, этот город с высоко развитой культурой.
Название города Кременчуга сложилось в глубокой древности в 1571 году.. Существует предание, что когда, в районе теперешнего города на пути плывших по Днепру караванов лодок появлялись пороги, впередсмо-трящий оповещал: "Кремень, чув!". Позднее из этого словосочетания возникло название "Кременчуг". Есть и другие предположения о происхождении названия города. Так, топонимик О. Стрижак считает, что оно проис-ходит от тюркского слова "кечмен" - "крепость". Это наиболее вероятная версия.
В глубокой древности район нынешнего Кременчуга был ареной кровавых столкновений славян с соседними кочевыми племенами, а позднее с татарами, турками и другими завоевателями
В 1625 году около Кременчуга реестровые казаки вместе с запорожцами во главе с гетманом Марком Жмай-лом вступили в неравный бой с польским войском коронного гетмана С. Конецпольского
Против польского господства в 1638 году началось народное восстание, которое возглавили Яков Острянин и Карп Скидан. В жестоких боях повстанцы освободили много городов Левобережья, в том числе и Кременчуг
Безуспешно пытался сломить стойкость кременчужан и гетман Левобережья Брюховецкий. В 1663 году он сжег город, но крепость с непокорными казаками взять не смог В 1667 году по Андрусовскому договору Кременчуг был окончательно закреплен за Россией вместе со всем Левобережьем.
Во времена Петра 1 Кременчуг еще больше укрепился как стратегический район и как центр кораблестро-ения. С давних времен Кременчуг известен как торговый город, что объясняется выгодным географическим расположением он стоит на главной водной артерии Украины - Днепре на перекрестке старинных торговых путей- Ромодановского и Муравского.
В 70-х годах XIX столетия железнодорожная линия связала Кременчуг с Харьковом и Николаевом, затем через Ромны - с Петербургом и Ригой. Два железнодорожных вокзала, большая пристань - эти своеобразные ворота приняли новый поток купцов и предпринимателей. Только за десять лет, с 1871 по 1881 годы, городской бюджет увеличился в три раза Кременчуг славится своей богатой культурной историей. Здесь начинали свой творческий путь М.Старицкий и Л.Утесов, среди уроженцев города живописцы Е .Крендовский, О.Литовченко , А.Резниченко; писатели Э.Казакеви, , Д.Вишневский; композитор М .Калачевский. С Кременчугом так или иначе связанны личные или творческие судьбы таких выдающихся личностей, как Т.Шевченко, О.Суворов, Д.Давыдов, А.Макаренко, В .Боровиковский, В Жуковский, И .Карпенко-Карый, О.Богаевский и многих других Многие известные художники, артисты, литераторы оставили заметный след в развитии культуры Крем-нчу-га. В XVIII столетии художник П. В. Петрашев сделал роспись иконостаса Успенской церкви и создал ряд картин. В. Л. Боровиковский расписал чудесными фресками дворец В. В. Капниста. Эта работа решила судьбу художника - из Кременчуга его забрали в Петербург. До Великого Октября на промышленных предприятиях Кременчуга было сосредоточено более половины пролетариата Полтавской губернии. На табачно-махорочных фабриках, лесопильных и машиностроительных заводах, в крюковских вагонных мастерских, на железнодорожном узле и в речном порту работало свыше десяти тысяч рабочих...
|